Общая характеристика


В адаптивном спорте наибольшее распространение и признание мировой общественности получили три направления: паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское.

В паралимпийском движении принимали участие люди с поражением опорно-двигательного аппарата и зрения; в сурдлимпийском – слуха; в специальном олимпийском – интеллекта. Эти направления  адаптивного спорта курируют Международный паралимпийский комитет (IPS), Международный комитет спорта для глухих (CISS) и Международная организация Специальной олимпиады (SOI).

 Адаптивный спорт

Паралимпийский спорт

(IPC)

Сурдлимпийский

(CISS)

Специальный олимпийский спорт

(SOI)

Другие направления адаптивного спорта

 

Паралимпийский спорт

(Направления и международные организации, их курирующие) 

Для лиц с поражением зрения

(IBSA)

Для лиц с церебральным параличом

(CP-ISRA)

Для лиц с поражением интеллекта

(INAS-FID)

Для лиц с поражением спинного мозга (колясочников) и ампутантов

(IWAS)


До 1986 г. людьми с поражением интеллекта в области адаптивного спорта занималась только SOI, которая разработала свою соревновательную модель для таких спортсменов. Она отличается от принятой в паралимпийском движении. Именно поэтому международные соревнования по программе Специальной Олимпиады всегда проходили отдельно от соревнований по паралимпийским видам спорта.

В отличие от SOI, организация INAS-FID (развивет паралимпийский спорт среди людей с поражением интеллекта) предлагает людям с умственной отсталостью тренироваться и участвовать в соревнованиях, используя существующую модель спортивных соревнований для паралимпийцев и сурдлимпийцев. INAS-FID – член Международного паралимпийского комитета – проводит свои чемпионаты мира по отдельным видам спорта, ее члены принимали участие в Паралимпийских играх.

В настоящее время спортсмены с поражением интеллекта могут представлять разные направления адаптивного спорта – паралимпийское и специальное олимпийское.


Структура многолетнего процесса подготовки спортсменов


Стадии базовой подготовки
Этап
1.Предварительной подготовки 2.Начальной специализации
Примерная продолжительность этапа в годах 1-3 года 2-3 года
Преимущественная направленность тренировочного процесса на каждом этапе Развитие интереса к занятиям спортом, первичная спортивная ориентация, общая базовая подготовка Уточнение предмета будущей специализации и начало углубленной тренировки в избранном виде спорта, специальная базовая подготовка
Группа обучения в СДЮШОР и ШВСМ Начальной подготовки Учебно-тренировочные
Уровень реализации возможностей до 25% до 75%


Стадии максимальной реализации индивидуальных спортивных возможностей
Этап
3.Углубленного спортивного совершенствования 4.Высших достижений
Примерная продолжительность этапа в годах 4-5 лет 4-5 лет
Преимущественная направленность тренировочного процесса на каждом этапе Увеличение удельного веса специальной подготовки и соревновательной практики. Освоение высоких нагрузок, адекватных возрастным и индивидуальным возможностям организма спортсмена, запросам роста спортивного мастерства. Достижение спортивных результатов, характерных для зоны первых больших успехов. Совершенствование спортивного мастерства за счет повышения уровня специальной подготовленности и путей индивидуализации тренировочного процесса, освоения максимальных тренировочных и соревновательных нагрузок. Достижение абсолютно высоких результатов.
Группа обучения в СДЮШОР и ШВСМ Спортивного совершенствования Высшего спортивного мастерства
Уровень реализации возможностей Зона первых больших успехов (выполнение норматива мастера спорта и кандидата в мастера спорта), до 100% Зона достижения максимальных возможностей (выполнение норматива мастера спорта международного класса), до 100%


Стадии спортивного долголетия
Этап
5.Сохранения движений 6.Поддержания общей тренированности
Примерная продолжительность этапа в годах 4-6 лет -
Преимущественная направленность тренировочного процесса на каждом этапе Постепенное ограничение тренировочных нагрузок. Повышение тренированности и поддержание раннее достигнутого уровня результатов за счет рационализации тренировочного процесса и всей соревновательной деятельности Переключение на деятельность оздоровительно-рекреативного характера.
Группа обучения в СДЮШОР и ШВСМ - -
Уровень реализации возможностей Зона поддержания высоких результатов, до 75%

  • Комментарии
Загрузка комментариев...
Есть вопрос?
Отправить